Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования.
Дата выполнения: май 2024г., ноябрь-декабрь 2023 г.
Участники: учащиеся средней школы № 8 г. Гродно
Ответственные педагогические работники – Стефанович Жанна Игоревна
Этапы выполнения задания:
1. Подготовительная работа.
Создание рабочей группы учащихся 6 классов для работы по направлению «Обращение с отходами». Беседа с учащимися 6 классов :«Бытовые отходы».
2.Изучение количества и состава отходов, образующихся в учреждении образования.
Учащиеся 6-х классов провели взвешивание всего мусора образованного шестыми классами за 10 дней. Осуществили сортировку и взвешивание этого мусора по составу. Затем полученные данные внесли в таблицу.
3.Анализ результатов исследования.
Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, пришкольная территория.
В процессе изучения проблемы было выяснено, что основными источниками образования отходов в ГУО «Средняя школа № 8 г. Гродно» являются:
1) упаковочные материалы от чипсов, конфет, соков, печенья и т. д.
2 растительные отходы (листья и цветы комнатных растений,),
3) упаковочная бумага, картон, листы печатной бумаги, тетрадные листы,
4) пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура мандаринов, апельсинов, бананов),
5) пластиковые бутылки от напитков, стаканчики от йогуртов, ручки и т. п.
6) древесные ветки и опилки (остатки от поделок) и т. д.
Все бытовые отходы мы разделили на следующие виды:
- бумага,
- пластик,
- стекло,
- керамика,
- растительные отходы,
- органические отходы.
Отчёт по результатам изучения состава образующихся в учреждении образования отходов
№
|
Источник отходов
|
Состав отходов
|
Количество и масса отходов
|
% от общего кол-ва
|
1
|
Учащиеся во время приема пищи в столовой
|
Пластиковые отходы
|
0,5 кг
|
0,68 %
|
Органические отходы
|
36 кг
|
48,98 %
|
2
|
Кабинет труда
|
Древесные отходы (опилки)
|
16 кг
|
21,77 %
|
Металлическая стружка
|
0,3 кг
|
0,41 %
|
3
|
Учебные кабинеты
|
Бумага
|
4,3 кг
|
5,85 %
|
Стекло, керамика
|
1,5 кг
|
2,04%
|
Пластик
|
2,4 кг
|
3,27%
|
4
|
Пришкольная территория
|
Древесные ветки
|
12,5 кг
|
17%
|
5
|
Итого
|
73,5 кг
|
100 %
|
Самыми большими долями отходов являются органические отходы, бумага и растительные отходы. некоторые виды отходов (картон, бумага, растительные отходы) могут подвергаются вторичной обработке. Органические отходы могут легко разлагаются естественным путем. Все показатели, по этим видам отходов, нашего учреждения образования являются удовлетворительными. К сожалению пластик тяжело подвергается вторичной переработке, хотя его количество незначительно.
Задание 4.2. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
Дата выполнения: январь 2024г.
Участники: учащиеся средней школы № 8 г. Гродно
Ответственные педагогические работники – Стефанович Жанна Игоревна
Месяц
|
Название задания
|
Ответственный
педагог
|
Январь
|
4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Февраль
|
4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Март
|
4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Апрель
|
4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Май
|
4.3 Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Сентябрь
|
4.2 Разработать план действий по минимизации объема образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Октябрь
|
4.2 Разработать план действий по минимизации объема образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Ноябрь
|
4.1 Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.
|
Стефанович Ж.И., Киселева С.А.
|
Декабрь
|
4.1 Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования.
|
Губенская В.Ф
|
Задание 4.3. Выполнить план действий на год по минимизации отходов в ГУО «Средняя школа № 8 г. Гродно».
Дата выполнения: февраль 2024г.
Участники: учащиеся средней школы № 8 г. Гродно
Ответственные педагогические работники – Стефанович Жанна Игоревна
Была создана инициативная группы для изучения образующихся в школе отходов и анализа их источников их образования. Были разработаны рекомендации и памятки по раздельному сбору мусора как в учреждении образования, так и дома. В учреждении образования оборудовали место для раздельного сбора бумаги, пластика, организовали сдачу вторсырья.
Были проведены акции по сбору макулатуры и акция «Волшебная крышечка».
Для изучения переработки органических отходов в школе была создана мини-вермиферма для изучения возможности переработки отходов червями-старателями Было установлено, что можно уменьшать количество органических отходов путем их скармливания обитателям вермифермы.
На биогумусе, производимом червями, наблюдается 100% всхожесть семян растений, используемых для озеленения пришкольного участка.
Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
Дата выполнения: март 2024 г.
Участники: учащиеся средней школы № 8 г. Гродно
Ответственные педагогические работники – Стефанович Жанна Игоревна
Все учащиеся проводили исследование количества утилизируемых отходов методом взвешивания и математических расчетов. В эксперименте приняло участие более 20 семей.
Каждая семья тщательно сортировала и собирала мусор в различные пакеты/коробки:
бумага (газеты, журналы, упаковки, коробки);
пищевые отходы (очистки, яичная скорлупа, кости, остатки еды);
стекло (банки, бутылки, посуда, керамика);
пластмасса (упаковки, бутылки, крышки, пакеты);
металл (консервные банки, металлические крышки, алюминиевые банки);
другие отходы (одежда, игрушки, резина, дерево).
Взвешивание проводилось ежедневно вечером в течение недели. Все данные заносились в таблицу. Таким образом, подсчитали общее количество мусора за день, за неделю, за месяц и год. Подсчитали процентную долю пищевых отходов, бумаги, металла, стекла, пластмассы и др. отходов.
Мы выбрали для примера пять семей и согласно ранее упомянутой методике провели оценку количества и состава мусора, выбрасываемого семьями из четырёх человек за неделю. Результаты исследований приведены в таблицах № 4.1., 4.2., 4.3., 4.4., 4.5.
Таблица 4. 1. Количество (гр) и состав мусора семьи № 1
Дни недели
|
Пищ. отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмасса
|
Стекло керамика
|
Другие отходы
|
Всего в день
|
1.Понедельник
|
98
|
143
|
10
|
45
|
13
|
29
|
338
|
2.Вторник
|
125
|
87
|
8
|
37
|
45
|
47
|
349
|
3.Среда
|
420
|
53
|
100
|
64
|
61
|
35
|
733
|
4.Четверг
|
334
|
91
|
17
|
25
|
57
|
26
|
550
|
5. Пятница
|
576
|
69
|
5
|
92
|
100
|
45
|
857
|
6. Суббота
|
86
|
44
|
19
|
85
|
15
|
58
|
307
|
7. Воскресенье
|
349
|
85
|
55
|
102
|
21
|
140
|
752
|
Всего
|
1988
|
572
|
214
|
450
|
312
|
380
|
3886
|
Процентная доля
|
51,15 %
|
14,7%
|
5,51%
|
11,58%
|
8,03%
|
9,78%
|
100 %
|
Общий вес отходов за неделю – 3886 гр., за месяц: 3886 х 4 = 15544 гр., за год: 3886 х12 = 46632 гр. Большую часть отходов составляют пищевые и бумажные отходы.
Таблица 4. 2. Количество (кг) и состав мусора семьи № 2
Дни недели
|
Пищ. отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмасса
|
Стекло керамика
|
Другие отходы
|
Всего в день
|
1.Понедельник
|
305
|
103
|
18
|
105
|
250
|
900
|
1681
|
2.Вторник
|
225
|
77
|
0
|
56
|
0
|
450
|
808
|
3.Среда
|
204
|
38
|
60
|
90
|
0
|
145
|
537
|
4.Четверг
|
165
|
17
|
0
|
0
|
0
|
340
|
522
|
5. Пятница
|
450
|
29
|
0
|
20
|
300
|
250
|
1049
|
6. Суббота
|
34
|
147
|
25
|
0
|
0
|
780
|
986
|
7. Воскресенье
|
325
|
200
|
70
|
70
|
20
|
330
|
1015
|
Всего
|
1708
|
611
|
173
|
341
|
570
|
3195
|
6598
|
Процентная доля
|
25.89%
|
9.26%
|
2.62%
|
5.17%
|
8.64%
|
48.42%
|
100 %
|
Общий вес отходов за неделю – 6598 гр., за месяц: 6598 х 4 = 26392 гр., за год: 6598 х12 = 79176 гр. Большую часть отходов составляют пищевые и другие отходы.
Таблица 4. 3. Количество (кг) и состав мусора семьи № 3
Дни недели
|
Пищ. отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмасса
|
Стекло керамика
|
Другие отходы
|
Всего в день
|
1.Понедельник
|
500
|
110
|
0
|
60
|
500
|
55
|
1225
|
2.Вторник
|
460
|
90
|
50
|
40
|
0
|
140
|
780
|
3.Среда
|
290
|
150
|
70
|
100
|
0
|
100
|
710
|
4.Четверг
|
140
|
70
|
20
|
0
|
230
|
30
|
490
|
5. Пятница
|
600
|
160
|
10
|
120
|
150
|
37
|
1077
|
6. Суббота
|
330
|
0
|
0
|
0
|
0
|
60
|
390
|
7. Воскресенье
|
220
|
80
|
0
|
20
|
50
|
200
|
570
|
Всего
|
2540
|
660
|
150
|
340
|
930
|
622
|
5242
|
Процентная доля
|
48.45%
|
12.6%
|
2.86%
|
6.49%
|
17.74%
|
11.86%
|
100 %
|
Общий вес отходов за неделю – 5242г за месяц: 5242г.*4=20968г, за год: 5242 х12 = 62904 гр. Большую часть отходов составляют пищевые отходы и отходы стекла и керамики.
Таблица 4. 3. Количество (кг) и состав мусора семьи № 3
Дни недели
|
Пищ. отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмасса
|
Стекло керамика
|
Другие отходы
|
Всего в день
|
1.Понедельник
|
78
|
235
|
20
|
70
|
235
|
300
|
938
|
2.Вторник
|
90
|
90
|
10
|
50
|
450
|
140
|
830
|
3.Среда
|
220
|
85
|
0
|
150
|
610
|
130
|
1195
|
4.Четверг
|
70
|
0
|
100
|
0
|
0
|
40
|
210
|
5. Пятница
|
450
|
260
|
250
|
0
|
150
|
70
|
1180
|
6. Суббота
|
380
|
58
|
0
|
0
|
25
|
30
|
493
|
7. Воскресенье
|
250
|
186
|
15
|
55
|
0
|
340
|
846
|
Всего
|
1538
|
914
|
395
|
325
|
1470
|
1050
|
5692
|
Процентная доля
|
27%
|
16.06%
|
6.94%
|
5.71%
|
25.83%
|
18.46%
|
100 %
|
Общий вес отходов за неделю – 5692г за месяц: 5692г.*4=22768г, за год: 5692 х12 = 68304 гр. Большую часть отходов составляют пищевые и бумажные отходы.
Таблица 4. 4. Количество (кг) и состав мусора семьи № 4
Дни недели
|
Пищ. отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмасса
|
Стекло керамика
|
Другие отходы
|
Всего в день
|
1.Понедельник
|
890
|
400
|
0
|
0
|
0
|
70
|
1360
|
2.Вторник
|
460
|
200
|
0
|
0
|
0
|
60
|
720
|
3.Среда
|
520
|
100
|
0
|
0
|
200
|
55
|
875
|
4.Четверг
|
634
|
0
|
20
|
50
|
50
|
20
|
774
|
5. Пятница
|
700
|
500
|
10
|
0
|
120
|
90
|
1420
|
6. Суббота
|
470
|
300
|
0
|
100
|
150
|
68
|
1088
|
7. Воскресенье
|
290
|
50
|
0
|
0
|
0
|
90
|
430
|
Всего
|
3964
|
1550
|
30
|
150
|
520
|
453
|
6667
|
Процентная доля
|
59.46%
|
23.25%
|
0.45%
|
2.25%
|
7.8%
|
6.79%
|
100 %
|
Общий вес отходов за неделю – 6667г за месяц: 6667г.*4=26668г., за год: 6667 х12 = 80004 гр. Большую часть отходов составляют пищевые и бумажные отходы.
Таблица 4. 5. Количество (кг) и состав мусора семьи № 5
Дни недели
|
Пищ. отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмасса
|
Стекло керамика
|
Другие отходы
|
Всего в день
|
1.Понедельник
|
410
|
70
|
5
|
0
|
0
|
104
|
589
|
2.Вторник
|
135
|
90
|
10
|
20
|
0
|
99
|
354
|
3.Среда
|
550
|
25
|
5
|
0
|
0
|
56
|
636
|
4.Четверг
|
520
|
290
|
20
|
0
|
10
|
34
|
874
|
5. Пятница
|
390
|
78
|
0
|
0
|
0
|
78
|
546
|
6. Суббота
|
490
|
32
|
0
|
100
|
15
|
56
|
693
|
7. Воскресенье
|
480
|
84
|
110
|
10
|
5
|
49
|
738
|
Всего
|
2975
|
669
|
150
|
130
|
30
|
476
|
4430
|
Процентная доля
|
67.2%
|
15.1%
|
3.39%
|
2.93%
|
0.68%
|
10.7%
|
100 %
|
Общий вес отходов за неделю – 4430 гр.в месяц 4430*4=17720 гр., за год: 4430*12=53160гр.Большую часть отходов составляют пищевые и бумажные отходы.
Исходя из этих данных, можно рассчитать среднее количество мусора за неделю, а также процентную долю каждой категории отходов. Результаты расчетов представлены в таблице 4. 6.
Таблица 4. 6. Среднее количество и состав мусора
Семья
|
Пищевые отходы
|
Бумага
|
Металл
|
Пластмассы
|
Стекло, керамика
|
Другие отходы
|
1 семья
|
1988
|
572
|
214
|
450
|
312
|
380
|
2 семья
|
2540
|
660
|
150
|
340
|
930
|
622
|
3 семья
|
1538
|
914
|
395
|
325
|
1470
|
1050
|
4 семья
|
3964
|
1550
|
30
|
150
|
520
|
453
|
5 семья
|
2975
|
669
|
150
|
130
|
30
|
476
|
Среднее кол-во
|
2601
|
873
|
188
|
279
|
652
|
596
|
Процентная доля
|
50.13%
|
16.82%
|
3.62%
|
5.38%
|
12.57%
|
11.48%
|
Среднее количество мусора на одну семью за неделю- 5189гр., за месяц - 20756гр, за год- 622682гр.
Исходя из этих данных, можно рассчитать количество мусора на одного человека: в неделю: 5189/4 = 1297 гр., за месяц – 5188 гр., за год – 62256 гр.
Процентный состав ТБО :
50.13%- пишевые отходы
16.82%-бумага
3.62%-металл
5.38%-пластмассы
12.57%-стекла и керамики
11.48%-других отходов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УМЕНЬШЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ОТХОДОВ Выбрасывайте мусор только в контейнеры. Обязательно необходимо сортировать мусор (стекло, бумага, пластик). Таким образом, вы сможете вернуть немного денег и помочь окружающей среде! Переработка отходов может сберечь до 90% энергии и ресурсов, которые понадобились для производства нового изделия.
Бумагу, картон можно использовать для творчества: изготовить бумагу ручной работы из старых тетрадей, сделать открытки, шкатулки, игрушки.
Пластик практически не разлагается, поэтому его обязательно нужно использовать повторно.
Отработанные батарейки необходимо выбрасывать в специализированные урны.
Старайтесь не покупать одноразовых предметов - бритв, зажигалок, бумажных стаканов, тарелок и салфеток. Все они лишь увеличивают количество мусора.
При возможности, пищевые отходы можно использовать для подкормки животных, или использовать для получения компоста.
Ненужные вещи (одежду, обувь, игрушки) не выбрасывать, а отдать нуждающимся людям